Как открутить гайку, которая не откручивается

Способы разборки резьбовых соединений в домашних условиях

Существует целый набор народных способов того, как открутить прикипевшую гайку. Но с первого раза не всегда получается, приходится повозиться. Выкручивать заржавевший болтик не так-то просто. Но с опытом приходит и мастерство, когда ржавчина на крепеже уже не пугает. Универсального способа нет, каждый конкретный случай требует индивидуального подхода.

Разогрев

Этим способом любят пользоваться сантехники, у которых в бригаде всегда есть газосварщик. Проблемное соединение нагревают газовой горелкой. Гайка при этом за счет теплового расширения увеличивается в размерах. Ослабевает и резьба. Открутить метиз становится легче.

Но этот способ срабатывает не всегда. Тогда капризный узел продолжают нагревать дальше. По мере повышения температуры, когда вместе с гайкой нагревается и болт, ржавчина начинает выгорать, освобождая резьбу. Если старый крепеж предполагается использовать и дальше, откручивать его нужно только после того, как он остынет.

Эти методы, как показала жизнь, очень эффективные, но газовая горелка есть не у каждого домашнего мастера, поэтому приходится прибегать к другим методам. Например, выполнять нагрев с помощью паяльной лампы или строительного фена.

Обстукивание

Одним из самых старых способов является обстукивание резьбового соединения молотком. От ударов создается вибрация, способствующая растрескиванию и отслоению ржавчины. В запущенных случаях это вряд ли сработает, но если коррозионные процессы начались недавно, разобрать соединение вполне реально.

Сварка

Эффективным методом является приваривание к головке болта гайки более крупного размера. К примеру, если приржавевший метиз имеет резьбу М16, то гайка М24, прикрепленная к нему с помощью сварки, позволит взять для работы более мощный ключ и удлинитель. Усилие при этом за счет увеличения рычага прилагается менее значительное.

Сдергивание

Сдвинуть крепеж с места можно резким рывком ключа. Лучше при этом воспользоваться удлинителем. Если с первой попытки не получилось, пробуют движение в обратную сторону — на закручивание. Затем повторяют эти два действия.

Такой способ называется расшатыванием и в отдельных случаях помогает. Особенно, если предварительно смазать узел соответствующим средством и выдержать несколько часов.

Народные смазки и растворители

Чтобы облегчить себе работу по откручиванию прикипевших гаек и болтов, многие мастера используют различные химические жидкости. Предварительное смачивание проблемного узла значительно облегчает задачу.

Для этого можно использовать:

  • керосин;
  • бензин;
  • спирт;
  • йод;
  • столовый уксус;
  • очиститель карбюраторов;
  • тормозную жидкость;
  • средство WD-40.

Подойдет даже Кока-кола. Заржавевшее место смазывают жидкостью при помощи кисточки, но еще лучше — смочить средством тряпку и обмотать крепеж, оставив его минимум на два часа, лучше на сутки. Исключение составляет WD-40. Его просто распыляют из баллончика на ржавчину. Выдержав время, метиз пытаются открутить. В большинстве случаев, попытка бывает удачной.

Если результат отрицательный, можно применить любую кислоту. Для этого из пчелиного воска или пластилина вокруг ржавой гайки (болта) лепят чашечку высотой чуть больше метиза. Туда наливают кислоту и кладут кусочек цинка. Получается гальваническая пара. Кислота разрушает ржавчину, а цинк восстанавливает катионы железа.

Этот способ позволяет раскрутить узел, не повредив кислотой детали, но применим он только, если крепеж расположен вертикально в верхнем положении.

Химичим

Сейчас рассмотрим способы для тех, кто не полагается на помощь физики, а хочет решить проблему с помощью химии. В вашей лаборатории должно быть: керосин, уайт-спирит, подкисленная серная кислота, цинк, пластилин, молоток, вода, наждачная бумага, гаечный ключ, зубило.

Атрибуты химспособа откручивания гайки

Керосином (бывалые рекомендуют сделать смесь из Уайт-Спирита и керосина) смачиваем гайку и болт, прикладывая к ним тампон, без разницы, ватный или марлевый. Спустя некоторое время — от часа до суток, и при повторных попытках, вы можете обнаружить, что ступичную гайку удается легко открутить. Но и тут без силы не обойтись: как минимум, вам наверняка придется поработать наждачной бумагой, чтобы очистить детали от ржавчины. Если же и после этого дело не идет, следует помочь молотком: постучите им по граням гайки ступицы.

Если же и в этом случае вы не добились успеха, сделайте небольшую емкость из пластилина, закрепите сверху ступичной гайки, налейте туда воды с серной кислотой, положите в емкость цинк. Начинается химическая реакция, которая очень хорошо справляется с ржавчиной. Обычно хватает суток, чтобы даже запущенная коррозия отпустила деталь. Довершите дело гаечным ключом. Но такой метод справедлив лишь в том случае, когда причина того, что гайка намертво прикипела и/или приржавела, а если же элементарно её перетянули, пренебрегая требуемым моментом затяжки (дабы «наверняка»), то нужно лишь курочить её.

Каков итог..

Как видите, откручивание ступичной гайки — дело непростое, но вполне решаемое

Обратите внимание на то, что для начала стоит попытаться сохранить ступичную гайку, применяя проникающие жидкости типа вэдешки. Физические усилия по скручиванию ступицы должны быть умеренными. И, конечно, стоит воздержаться от сильных ударов и раскаления горелкой, как способов, способных привести в негодность не только гайку, но и подшипник

И, конечно, стоит воздержаться от сильных ударов и раскаления горелкой, как способов, способных привести в негодность не только гайку, но и подшипник.

Бензин, керосин, скипидар и другие

К сожалению, WD-40 не всякий раз есть под рукой, а покупка баллончика из-за одной ржавой гайки или болта – не лучшее решение с точки зрения экономии. Поэтому стоит попробовать что-то из продуктов нефтепереработки – от уайт-спирита до скипидара. Все они обладают высокой проникающей способностью и являются растворителями. Это их свойство поможет в случае забивания резьбового соединения грязью различной природы. Процедура стандартная – место вокруг крепежа очищается и заливается керосином, соляркой, бензином. Через 10-15 минут, когда жидкость проникнет глубоко в резьбу, болт или гайку можно пробовать крутить.

Какие гаечные ключи использовать

Срыв заржавевшей резьбы требует существенного усилия. К сожалению, обычные рожковые ключи для этих целей малопригодны. Они не только недостаточно эффективны, так можно попросту испортить хороший инструмент. Даже рожки из Cr-V способны разогнуться и навсегда потерять исходный размер.

В старых мастерских рожковые ключи усиливали, наваривая на них отрезки арматуры и используя специально для срыва ржавых резьбовых соединений. Сегодня необходимости в подобных доработках нет: повсеместно распространены торцевые головки и накидные ключи, которые подходят для срыва наилучшим образом.

Есть, однако, небольшое предостережение: ключи и головки, имеющие по 12 или 18 граней для срыва, подходят не лучшим образом, велика вероятность проскальзывания. Лучше использовать для срыва шестигранные инструменты. Ещё лучше, если головки имеют так называемые поворотные или винтовые грани. Они так и называются — головки для сорванных граней.

В некоторых ситуациях и торцевые, и накидные ключи бесполезны. Гайки и болты с полностью слизанными гранями можно открутить только с использованием трубных разводных ключей или самозажимных струбцин. Совет из автосервиса: использовать для зажима гайки небольшие слесарные тиски (или тиски часовщика) с разводным ключом в качестве рычага.

Каким инструментом лучше пользоваться

Снятие ржавых крепёжных элементов можно выполнить несколькими способами. Вот те, которые наиболее часто используются и наиболее эффективны.

Смазка

Если узел застрял на месте из-за ржавчины, то идеальным решением будет использование WD-40 Penetrant Spray. Если ржавчина достигла резьбы, то нет лучшего способа её ослабить, чем использование проникающего спрея WD-40. Примените его к детали и затем постучите по ней, используя молоток. Это поможет WD-40 проникнуть внутрь и ослабить узел, чтобы его можно было легко снять.

Резка

Если деталь настолько сильно заржавела, что её невозможно отвернуть, остаётся только один вариант – вырезать её. Это сделает компонент непригодным для использования, но поможет вам избавиться проблемы. Вы можете использовать плоскогубцы, чтобы получить хорошее сцепление с головкой крепежа и сильно повернуть его, чтобы освободить от из положения. Другой жизнеспособный способ ослабить ржавые болты и гайки на авто – это использовать нагревательную горелку на слабом или умеренном нагреве. Тепло позволит ржавым деталям расширяться настолько, чтобы их можно было ослабить

Однако важно быть очень осторожным с этим методом. Многие смазочные материалы, нанесённые на застрявшие компоненты, являются легковоспламеняющимися и могут воспламениться при воздействии пламени

Проверенные методы удаления ржавчины

Хотя можно избавиться от ржавой гайки и заменить её новой, эта опция доступна не во всех случаях. Есть много старых узлов и деталей, чьи крепления не могут быть заменены новыми. В таких случаях вам необходимо восстановить их с использованием методов удаления ржавчины, что является самым экономически эффективным способом поддержания работоспособности автомобиля. Вот некоторые общие методы, используемые для удаления ржавчины.

Шлифование

Как только вы закончите удаление ржавчины, вы можете натереть ей стальной ватой или наждачной бумагой, чтобы удалить оставшуюся ржавчину. Это недорогой и относительно простой метод. Это может занять очень много времени, а также потребует смазки для повторного использования крепежа.

Пероксид водорода

Нанесение перекиси водорода на крепёжные детали и оставление на некоторое время также является эффективным методом удаления ржавчины. Перекись водорода растворяет ржавчину. Чистка жёсткой щёткой поможет вам избавиться от ржавчины. Это также недорогой метод борьбы с ржавчиной, но он может оставить остаточные пятна.

Перекраска

Покрытие гаек и винтов краской также может предотвратить их коррозию. Удалите ржавчину с креплений, прежде чем покрыть их краской, которая защищает от влаги – основной причины ржавчины. Покрытие на восковой или масляной основе также может помочь предотвратить образование ржавчины на кузове и деталях авто.

Преобразователь ржавчины

Вы можете найти ряд преобразователей ржавчины, которые могут помочь избавиться от ржавчины. Проникающий спрей WD-40 не только помогает ослабить ржавые и застрявшие гайки и болты, но также помогает защитить их от повторного появления ржавчины в будущем.

Способы откручивания сорванного болта

Перед началом работы с проблемным крепежом, выполняют подготовительные работы:

  • Поверхность очищают от грязи, накипи и ржавчины (при ее наличии), с помощью щетки по металлу, а также ветоши.
  • Наносят небольшое количество смазки WD-40, для уменьшения трения между ключом и болтом с гайкой, а также лучшего захвата и прокручивания крепежа.
  • Если есть возможность поработать вдвоем, то открутить проворачивающийся крепеж любой сложности будет легко и быстро. Один мастер зафиксирует крепеж, а второй – выполнит выкручивание.
  • В работе с прокручивающимся метизом очень помогают подготовленные инструменты. Особенно выручают пассатижи и разводной ключ.

Используют такие методы откручивания сорванного болта:

Захват головки метиза газовым ключом. Благодаря хорошему зажиму, крепление поддается демонтажу и откручиванию. Для труднодоступных мест не подходит.
Применение сварки. Здесь необходимы навыки и специальный аппарат. Мастер приваривает кусок арматуры или гайку к шляпке болта, и легко проворачивает затем подготовленное изделие, ухватив его ключом подходящего диаметра.
Работа с экстрактором – штырем с винтовым стержнем

Дрелью с тонкой насадкой просверливают отверстие под шляпкой метиза, вбивают или пробивают в него штырь (можно Г-образной формы, так еще удобнее, можно тянуть за ручку), и осторожно извлекают проблемный метиз.
Выкручивание шестигранника с подходящей звездочкой TORX. Она помогает без проблем справиться даже с самыми сложными креплениями

Инструмент вводят плотно в головку, и рывком откручивают метиз. Во время выполнения действий мастер старается не сорвать грани (шлицы) используемой звездочки.
Использование дрели с реверсом или шуропувертом. Считается быстрым механическим способом справиться с любыми проблемными крепежами. В качестве насадки используют сверло левого вращения с меньшим диаметром, чем сам болт.
Поддевание метиза гвоздодером. Небольшие метизы можно зацепить инструментом, затем зажать гайку тисками, и выкрутить болт подходящим ключом, а также пассатижами, кусачками, в сторону против часовой стрелки, с некоторым усилием кверху.
Применение резиновой ленты в качестве обмотки. Ее накладывают по верху головки и под ней, затем подходящим инструментом выкручивают из гнезда.
Скручивание гайки в конец стержня. Шляпку метиза располагают между гайкой и вторым винтом, и крепко зажимают. После таких действий деталь легко извлекается.
Формирование пропила. При помощи болгарки или ножовки на шляпке метиза делается надрез. Желательно, чтобы он соответствовал резьбе инструмента, для которого предназначен. Затем проводится процесс откручивания болта. Такой способ подойдет всем креплениям (крупным, мелким), за исключением труднодоступных мест.

Особые нюансы работы

Если необходимо выкрутить анкерный болт, то нужно будет забить внутрь гильзы шпильку (можно ее также закрутить) – она должна перестать распирать обойму. Дождавшись ослабления обоймы, метиз откручивают или полностью выбивают из гнезда. Можно также высверлить крепеж полностью (болт + гайка), через частичное разрушение поверхности, которую он поддерживает. Поверхность всегда можно будет заделать штукатурным составом.

Для труднодоступных мест используют состав «Жидкие гвозди». Для этого средство капают на шляпку и приделывают любой металлический прут, шпильку, гайку. Как только арматура полностью приклеится, крепление откручивают газовым ключом по часовой стрелке, зажав гайку пассатижами.

Способ высверливания крепежа применяется в крайнем случае, когда остальные варианты не подошли. Сверло не должно быть большим, к нему подбирают кондуктор – специальную пластину с отверстиями. Кондуктор помогает предотвратить уход сверла в сторону. Перед началом откручивания метиза деталь фиксируют гильзами.

Болгарка, напильник либо ножовка по металлу

Если ухватиться решительно не за что, а гайка формой похожа уже не на шестигранник, а на цилиндр, выход всё равно есть. Почему бы не сделать грани по-новому? Размеры гайки уже будут поменьше, но ведь и ключ можно взять соответствующий случаю.

Для таких целей как нельзя лучше подойдёт болгарка с диском по металлу. Но это — инструмент только для тех, кто умеет им пользоваться. Кто впервые взял её в руки, пусть сразу же положит на место и возьмёт напильник либо ножовку. А можно воспользоваться заточным кругом.

Ручным инструментом возни будет побольше, чем электрическим, но зато, скорее всего, обойдётся без травм. Как сделать грани, описывать, думаю, смысла нет — здесь и так всё ясно. Кстати, не надо делать все шесть граней. Достаточно убрать скругление с двух противоположных сторон гайки, чтобы можно было ухватиться ключом, или же сделать что-то, сечением напоминающее квадрат.

Извлечение винта

Немало хлопот доставляют винты с сорванными гранями. Открутить такие винты непросто, но есть несколько способов, позволяющих решить эту задачу. Для того чтобы их легче было отвернуть, нужно сделать те же подготовительные мероприятия, что и для болтов.

В самом просто случае, когда винт выступает над поверхностью, можно попробовать ухватиться за него плоскогубцами, кусачками или другим подобным инструментом и таким способом выкрутить его. Но чаще всего ухватиться не за что. Тогда можно попробовать следующие методы:

  1. Иногда выручает использование тонкой резины, например, от воздушного шарика. Кусочек такой резины кладут сверху винта и откручивают, прижимая отвёртку через неё. Это позволяет усилить трение и избежать проскальзывания отвёртки.
  2. Винт с фигурной головкой можно переделать под плоскую отвёртку, пропилив паз ножовкой.
  3. Для того чтобы решить проблему проскальзывания отвёртки, можно применить клей на основе цианоакрила, такой клей быстро сохнет и качественно скрепляет металлические поверхности. Процедура несложная: винт и отвёртку обезжиривают, на головку винта наносят клей и прижимают к ней отвёртку, соблюдая соосность. Для ускорения схватывания клея его можно посыпать содой. Дождитесь полного затвердения клея и пробуйте откручивать винт.

Читать также: Ремонт токарных станков в туле

Для того чтобы в дальнейшем избежать подобных проблем, перед сборкой обновите все резьбовые соединения лерками или метчиками. Замените весь крепёж с повреждениями. Обязательно смазывайте резьбу и крепёж в целом. Лучше всего для этих целей использовать графитовую смазку.

Многие автолюбители хоть раз в жизни сталкивались с проблемой откручивания ржавых гаек.

Если не можете открутить гайку, не отчаивайтесь, я расскажу о том как это победить

Какие инструменты туту помогут?

Понятно, что главный наш козырь – это ловкость рук и никакого обмана. Но иногда лучше всё-таки “обмануть”. Существует ряд устройств, которые позволят взглянуть на проблему с нестандартного угла.

Нужно понимать, что именно диковинный инструмент часто позволяет справиться с невыполнимыми на первый взгляд задачами. Да и если мужики в гаражах ругают вас и обзывают “косоруким”, то сначала нужно подумать, есть ли у вас подходящий инвентарь, прежде чем переживать.

Удлинитель ключа

Здесь особенно никого не удивишь. Удлинитель ключа он и в Африке удлинитель ключа. Пригодится даже при смене дисков на автомобиле, так как баллон колеса мешает подобраться к крепежу с длинным рычагом.

Представляет собой эта штука насадку, которая надевается на стандартный вороток и позволяет передать кручение или момент силы на основную гайку. Штука нехитрая, но без неё работать очень тяжело. Бывают они самой разной длины, но для большинства задач подойдет пара удлинителей ключа средней длины.

Остается, разве что, выбрать правильную посадку. Ведь воротки тое бывают самые разные, например 1/2 или 3/8.

Купить такую штуку можно здесь. Это стандартный вороток, но можно подобрать и другие варианты.

“Гибкий ключ”

Понятно, что основная проблема в подлезании к вожделенной гайке – это плохая доступность соединения. Гайку закрывает или бензобак, или карданный вал, или любой другой агрегат. А если проблема настигла нас дома, то мешать может стена или попросту несподручно работать в той плоскости, которая нам доступна.

Вороток под 90 градусов далеко не всегда удается накинуть на гайку, даже если подлезть можно. Вороток с головкой очень толстые и работать нормально не дают. Гайка просто не влезает в головку. При этом строгий угол воротка очень сильно мешает.

Тут полезно вспомнить про так называемые плоские “гибкие” ключи.

Эти инструменты пригодятся в хозяйстве, поэтому логично купить сразу комплект с основными ходовыми размерами. Приобрести набор можно тут.

С помощью таких ключей совсем несложно выбрать нужный рабочий угол и наконец-то подобраться к противному соединению. И удобен он ещё и тем, что ключи плоские. Это может неплохо спасти нас в работе.

Ключ-кардан

Есть ещё такая штука, которая называется ключ-кардан. В общем-то, логика аналогична гибким ключам, но углов поворота больше и нагрузки можно прикладывать большие.

Существуют самые разные модификации таких устройств, например ключ с шарнирной головкой. Но проще приобрести себе головку под стандартный вороток, который наверняка уже у вас есть и применять по мере необходимости, совмещая с удлинителем ключа.

От гибкого плоского ключа эта штука отличается тем, что она не тонкая и не всегда получится накинуть её на гайку. Но зато она более выносливая и иногда позволяет применить удлиненный вороток, что позволит использовать рычаг большего размера.

Гибкий удлинитель ключа или отвертки

Ещё один инструмент, который нельзя обойти стороной – это гибкий удлинитель ключа. Бывают удлинители ключей, а бывают удлинители отверток.

Если мы вспомним физику, то будет понятно, что безразлично через что передавать крутящий момент. Это может быть прямой прочный стержень, который является стандартным удлинителем, а может быть гибкая подводка. По такой гибкой подводки например передается вращение от колеса на спидометр при механической реализации схемы.

Если гайка уже откручена и значительные момент прикладывать не нужно, то такой аксессуар частенько сможет вас выручить. Ведь его нужно просто накинуть на гайку под любым углом, а дальше спокойно крутить в удобной плоскости.

Недостатком этой приспособы является, разве что, невозможность сбивать прикипевшие гайки и постоянное стремление соскочить ключа с гайки или болта.

Подобная штука иногда незаменима и сокращает часы работы. Купить её тоже можно на алиэкспрессе. Только не забывайте сверяться с подходящим вам размером посадки, ведь они бывают самые разные.

Методы откручивания

Можно выделить три основных способа для откручивания прикипевшей гайки:

  • растворение ржавчины и грязи;
  • нагрев гайки;
  • механическое повреждение гайки.

Разберёмся по очереди с каждым из них.

Как растворить ржавчину

Суть методики — химическое воздействие на заржавевшую резьбу и, как результат, уменьшение силы трения при откручивании. Для этих целей может сгодиться уксус, спирт, йод, керосин или бензин. Но лучше всего воспользоваться составом под названием WD-40, который разработан специально для таких целей.

Подробно опишу методику:

  • Гайку тщательным образом смачивают вышеописанным веществом и дают ей постоять минут 15-20. Затем пробуют открутить её. Если не получилось, обматывают ветошью, пропитанной используемым составом, или салфеткой. Снова выжидают некоторое время.
  • Скорее всего, всё получится, а успех можно закрепить, постучав по гайке молотком. Только не бейте по резьбе болта, иначе сильно усложните себе задачу. Ключ рекомендую удлинить обрезком трубы подходящего диаметра — рычаг будет намного сильнее. Стронуть гайку с места будет легче, если накинуть надёжно ключ и сделать резкий рывок. Только не дёргайте по часовой стрелке!
  • При небольшом диаметре резьбы очень удобно откручивать гайку враскачку, то есть работая ключом вперёд-назад.

Процесс нагревания

Под действием высоких температур, металл имеет свойство расширяться. В результате такой деформации ржавчина попросту «ослабляет хватку», и процесс откручивания значительно упрощается. В качестве нагревательного элемента подойдёт строительный фен, газовая горелка, паяльная лампа — что угодно, дающее высокую температуру нагрева. Не бойтесь — расплавить металл, из которого сделан крепёж, у вас вряд ли получится.

Как именно действовать:

  • Хорошенько разогрейте соединение, после чего попытайтесь при помощи накидного ключа стронуть процесс с мёртвой точки.
  • Иногда случается, что грани у гайки слизаны, тогда ключ здесь бесполезен. В таких случаях к ней приваривают торцовую головку, разогревают всю конструкцию, а затем при помощи воротка её откручивают.

Механическое воздействие

К этому методу прибегают, если не помогли два предыдущих либо когда нет задачи сохранить соединение целым. Для работы можно воспользоваться молотком и зубилом, болгаркой либо ножовкой по металлу.

Суть методики такова:

  • Можно с помощью ножовки либо болгарки распилить гайку вдоль оси болта, и тогда снять её не составит никакого труда.
  • Есть ещё один радикальный метод — при помощи молотка и зубила. Вбив его поглубже, можно сбить резьбу и увеличить внутренний диаметр гайки. Но это уж совсем, как говорится, от безысходности.

Но лучший способ борьбы с закисанием соединений — его предотвращение посредством своевременного нанесения смазки. В этом случае срок службы крепежа вырастет как минимум в два раза.

Подпишитесь на наши Социальные сети

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий